Харуки Мураками: «Всем не угодишь…»

В России всегда существовала несколько завышенная оценка личности писателя. Писатель у нас почти миссия, писатель – пророк. Его пьедестал высок и недосягаем.

Так было когда-то, а сейчас все пришло к клановости и кичливости. Может быть и не всегда, но часто. Писатель отрабатывает внимание к себе, как раб на галерах.

Возможно, поэтому мне так близко отношение к своему творчеству Харуки Мураками.

Многие кто держал книгу «Профессия — писатель» в руках возмущались – ничего полезного, никаких советов.

А их и не могло быть. Почему? Да, потому что подход его в своей работе обыденный, рациональный и гармоничный.

У Мураками самая необычная история того, как можно стать писателем.

Когда он смотрел бейсбольный матч, на него снизошло озарение: нужно написать роман. До этого он даже не помышлял о писательстве.

В Токио в подвале своего дома он открыл бар, а позже, рядом джаз-бар. После закрытия бара он за кухонным столом писал свой первый роман. Роман «Слушай песню ветра» совершенно неожиданно для автора получил литературную премию. Мураками решил писать дальше.

Он не учился писать — просто начал.

Он считает, что знаний по написанию книг практически не существует. Признается, что стал больше читать. Чтение он считает необходимым условием для того, кто хочет стать писателем.

По его мнению, человек, который решил стать писателем должен был много пробовать, подмечать детали и носить с собой всегда блокнот для записи идей и наблюдений.

Предлагает всем записывать, а сам все запоминает. И относился к этому легко, полагая, что все, что запомнилось важно, а что забыто, то не так и нужно было. Просеивает свои впечатления как через сито. И довольствуется малым. «Так остается только то, что должно остаться. А что должно исчезнуть — исчезает». Такая писательская форма естественного отбора.

Он противник любого насилия над текстом, искусственного его улучшения, полагая, что нужные слова для писателя, те которые для него привычны и обычны, без натуги и украшательства.

Кто-то пишет для читателя, а Мураками пишет для себя: «Всем не угодишь, так что угоди хотя бы себе».

В организации творческого процесса Мураками один из самых дисциплинированных писателей. Изо дня в день он рано ложится и рано встает. Отказывается от всех мероприятий, которые не позволят ему лечь спать в 22 часа.

Рано утром он готовит себе чашечку кофе и пишет в течение 4–5 часов. После этого он отправляется на длительную пробежку.

Он старается писать по 10 страниц в день. Получается около 2,5 страницы в Word или 1200 слов.

Он считает, что для признания творца уникальным, тот должен соответствовать следующему критерию: умение изобрести и усовершенствовать уникальный стиль.

Когда Мураками начал писать, ему не понравилось, как его проза звучала на японском, он чувствовал, что-то не так. Тогда он решил писать на английском, хотя его знания были далеки от беглого уровня. Он мог использовать только те слова, которые знал, чтобы выразить желаемое, и он счел это очень эффективным методом. Так был создан его уникальный стиль и ритм.

Он любит процесс творчества, но в равной степени любит и редактуру. Когда он дописывает первые черновики, он берет короткий перерыв. Затем, он тщательно переписывает весь текст от начала до конца. Он переписывает текст 4–5 раз, избавляясь от неточностей, совершенствуя прозу и доводя ритм до идеала. Потом он откладывает рукопись примерно на месяц, прежде чем переписать ее еще раз и дать впервые прочитать ее своей жене. Ее мнение для него крайне важно. Он ненавидит, когда его работы критикуют, но прислушивается к жене, когда она предлагает что-то обсудить и доработать. Затем, очередь доходит до редактора.

Он рассказывает, что ему всегда нужно время, чтобы остыть после прочтения обратной связи редактора, и он всегда готов отстаивать свое творчество. После того как он успокаивается, он возвращается к работе, переписывая рукопись еще раз.

Когда люди называют его работы оригинальными. Мураками считает, что если это и правда, то оригинальность эта возникла из желания свободы творить и искреннего удовольствия от процесса.

«Совпадение» с автором

9 янв в 10:09Alla Bezrukova
Редактировать
Обновлено: 26.01.2024 — 17:04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *